В наше время все давно понимают, что огнетушитель в автомобиле – уже давно не роскошь, а самое эффективное первичное средство тушения в первые минуты пожара.
Однако при выборе и размещении огнетушителя в машину, а также при тушении в чрезвычайной ситуации люди делают ошибки, которые не дают этому эффективному средству проявить себя в полной мере и спасти автомобиль от выгорания.
Какой огнетушитель для автомобиля выбрать?
В первую очередь опираемся на нормативную базу:
- ГОСТ Р 51057-2001 — основной стандарт для автомобильных огнетушителей;
- НПБ 115-2002 — нормы пожарной безопасности;
- СП 9.13130.2009 — требования к срокам и проверкам огнетушителей;
- Приказ МЧС № 403 от 11.07.2013 — технический регламент по пожарной безопасности для транспортных средств.
Для легковых автомобилей вес огнетушителя должен быть не менее 2 кг, а для грузовых — 5 кг. Объём, как и вес, зависит от типа автомобиля: для грузового установлен минимальный объём — 5 л, а для легкового — 2 л.
Как правило, в легковой автомобиль все приобретают порошковый огнетушитель ОП-2.
Преимущества порошкового огнетушителя:
- Тушит 4 основных класса пожаров – А, В, С, Е;
- Недорогой;
- Удобный и эффективный в применении (особенно на открытом пространстве).
Однако объем в 2 л, которым ограничиваются автомобилисты, на практике оказывается не способен локализовать возгорание из-за небольшого количества огнетушащего вещества.
Лучший комплект огнетушителей для легкового автомобиля:
- ОП-2 рядом с водителем (а рядом перчатки, лучше огнестойкие);
- ОП-4 в багажнике (а лучше 2);
- ОУ-3 в багажнике для тушения электрооборудования;
- Дополнительно: держите в салоне противопожарное полотно (кошму) — может помочь локализовать огонь и отсечь доступ кислорода.
Где хранить огнетушитель в машине?
- Огнетушитель ОП-2 или ОП-3, который должен быть под рукой, зафиксируйте под водительским или передним пассажирским сиденьем (или рядом с ним) с помощью специального чехла. Перчатки — рядом с ним.
- Остальные огнетушители бОльшего объёма разместите в багажнике с помощью специальных фиксаторов.
- Противопожарное полотно храните под передним пассажирским сиденьем или в бардачке.
Как правильно использовать огнетушитель для тушения автомобиля?
Для начала вот несколько реальных историй, рассказанных очевидцами:
История первая
«Девяностые годы, трасса Ярославского шоссе, тогда еще узкая дорога. Вечер, спокойно еду, впереди модная «девяносто девятая» Лада цвета «мокрый асфальт», за задним стеклом две колонки, орущие во всю мощь.
Вдруг из машины начинает клубами валить дым – по всей видимости, даёт сбой доморощенная электрика. Жигули останавливаются, пассажиры успевают выбежать. Проезжаю немного вперёд, останавливаюсь, достаю огнетушитель, собираюсь идти к машине и… понимаю, что смысла нет – интенсивность развития пожара внутри машины моментальная, огнетушитель уже не поможет. Нужно просто отойти подальше, вызвать пожарных (теперь только они могут справиться) и отправляться дальше.
В общем, если не успел в первую минуту, больше не пытайся. И огнетушитель должен всегда быть под рукой – хоть на соседнем сиденье, хоть под водительским».
История вторая
«В начале нулевых довелось столкнуться с пожаром на въезде в Химки, в районе «ежей». Дорога тогда, помню, была жутко разбитой.
Смотрю – стоит грузовая Татра, вокруг толпится народ. Горит двигатель и уже серьёзно. Вокруг суета, валяются использованные огнетушители – причём, порошковые «пятёрки»! Как же они, думаю, тушат, если даже «пятёрки» не справляются?!
Тут же наблюдаю очередную попытку. Понятно, пытаются тушить издалека, порошок распыляется больше вокруг. У меня с собой была маленькая польская пластмассовая «двушка». Достал из багажника, подошёл, направил на огонь, создал внутри подкапотного пространства концентрацию порошка – потухло всё достаточно быстро. И маленького объёма хватит, если правильно тушить – не природу вокруг, а центр очага. Создали концентрацию порошка – справились с огнём».
История третья
«Как-то на Волгоградском проспекте, проезжая по мосту, попал в пробку. Через несколько минут понял, что ее причина – стоящая в правом ряду загоревшаяся «Газель».
Практически все, проезжая мимо, с готовностью делились автомобильными огнетушителями, отдавая их водителю пострадавшего авто, но было видно, что у того явно нет ни малейших навыков в тушении, впрочем, как и у пытающихся помочь. Рядом валялись использованные огнетушители, а пожар под кабиной не утихал. Горело рядом с бензобаком, и в любой момент могло рвануть так, что мало бы никому не показалось.
Со мной в пути всегда порошковая «пятёрка». Схватил её, выскочил из машины, потушил быстро и поехал дальше. На самом деле огнетушители, которые не помогли, были хорошие, исправные, но вот пользоваться ими реально никто не умел, а это ведь самое главное!»
Вывод
- Если не потушили огонь в первую 1–2 минуты после возгорания, дальше самостоятельное тушение становится опасным.
- Огнетушитель для авто должен всегда быть под рукой и находиться рядом с водителем.
- Необходимо обладать навыками использования огнетушителей и других первичных средств пожаротушения.
Как правильно тушить возгорание в автомобиле?
- При подозрении на загорание — остановиться.
- Обесточить автомобиль.
- Надеть перчатки, взять огнетушитель, который рядом.
- Слегка приоткрыть (в перчатке; можно помочь монтировкой) капот на 10–15 см и произвести тушение в подкапотное пространство.
- Закрыть капот, сосчитать до 10; за это время достать из багажника дополнительные огнетушители.
- Снова открыть капот и продолжить тушение.
Важно
ВАЖНО: если вы понимаете, что не можете ликвидировать возгорание, вызовите пожарных (замечательно, если кто-то сразу сделает это параллельно) и отойдите на безопасное расстояние от автомобиля.