Слово проверяющего: интервью с пожарным инспектором
Инспектор отделения Государственного пожарного надзора, капитан внутренней службы Наталья Иваниченко. Родилась в семье пожарных, увлекалась спортом, с детства поняла, что пожарная охрана – призвание. |
– Наталья, вы в силу своей профессии не понаслышке знаете обо всех проблемах, связанных с пожарной безопасностью в любой организации. С какими самыми частыми нарушениями вам приходилось сталкиваться?
– В первую очередь, это нарушение в области путей эвакуации, они сплошь и рядом заставлены коробками, хламом, горючими материалами. Эвакуационные двери часто бывают закрыты наглухо и не оборудованы нужными замками-щеколдами, которые открываются без применения ключа.Также постоянно встречаются нарушения в области электрооборудования – монтажа и эксплуатации. Тут вообще целый спектр нарушений, которые могут привести к короткому замыканию и пожару, а если ещё и проблемы с путями эвакуации – большие неприятности просто неизбежны. Кроме того, к пожарам приводит курение, но всё же в меньшей степени.
– Во многих компаниях вопрос по оснащению средствами пожарной безопасности более или менее решается, хотя бы после визита пожарного инспектора. Но, к сожалению, очень мало внимания уделяется реальной безопасности людей – то есть тем знаниям, навыкам, которые в чрезвычайной ситуации могут спасти жизнь. И пожарные инструктажи очень часто проводятся для галочки. Почему так происходит, как вы считаете?
– Действительно, обучению на объектах не уделяется должного внимания. На тех объектах, на которых мне приходилось бывать, все подобные мероприятия на самом деле проводятся для галочки. Я думаю, это связано прежде всего с тем, что люди, которые занимают должности ответственных за ПБ, и руководители просто не понимают всей серьезности последствий пожара и искренне недоумевают, зачем это вообще надо. Из-за такого отношения и получается, что ни ответственные, ни сотрудники по факту абсолютно не готовы ни к каким чрезвычайным ситуациям.
|
Так вот, когда мне доводилось бывать на таких мероприятиях и проверять их проведение, часто я видела что угодно, только не эвакуацию. Сотрудники при виде нас, людей в погонах, терялись, паниковали, и было совершенно ясно, что у них нет ни малейшей подготовки к серьёзнейшей ЧС – к пожару. А ведь эти знания и навыки должны быть, как говорят, на подкорке. Организация должна обеспечить подготовку, например, обучение пожарной безопасности, особенно если это объект с массовым пребыванием людей.
Вот, например, как-то была на учебной эвакуации в детском саду. Так нянечки не детей выводили, а выбрасывали матрасы, то есть в состоянии даже искусственно вызванной паники люди не думали о главном, а действовали хаотично. А что делать, если произойдёт настоящий пожар? Получается, матрасы будут спасены, а дети – нет.
И это всё говорит о том, что нет должной подготовки, нет во многих учреждениях человека, который бы организовал получение необходимых навыков, провёл бы нужную агитацию и занятия. И руководители очень часто уделяют внимание пожарной безопасности вообще в последнюю очередь. И о последствиях такого отношения мы узнаем из сводок и статистики.
– Сейчас в новых правилах обязательными стали практические занятия. На ваш взгляд, может ли это сподвигнуть ответственных товарищей, скажем так, «выйти из зоны комфорта» и серьёзнее относиться к обучению мерам пожарной безопасности?
– То, что МЧС озвучило в 806 приказе по практическим отработкам в обучении – это очень здорово, это правильный путь. Но всё равно всё зависит только от заинтересованности и желания руководителя внедрять эти правила в жизнь, и от ответственного за пожарную безопасность. Потому что если желания нет, то найдутся «лазейки», а никакого реального обучения не будет.
Надежда на русский авось столетиями сидит в головах, и пока человек не столкнётся либо с реальными проблемами, либо хотя бы не пройдет практическое обучение, не посмотрит, как это происходит в реальности, ему вопрос пожарной безопасности может казаться неважным. В этом плане тренинг «Практика 112» – очень показательное мероприятие, которое может изменить отношение к этой теме, создать психологический сдвиг в сознании. Ведь реально пожары происходят в нашей жизни ежедневно, и к этому надо быть готовым.
Конечно, думать постоянно о плохом не стоит, но подготовка необходима, поэтому тренировки и отработки надо проводить постоянно. Скоро я буду как раз участвовать в пожарных проверках, вот и посмотрим, как соблюдаются приказы и новые правила. Очень надеюсь на положительную динамику.
– Известны ли вам случаи, когда вовремя проведённое обучение и пожарные тренинги реально помогали людям при возникновении ЧС, и наоборот, знакомы ли вам ситуации, когда незнание приводило к неприятным последствиям?
– Да, на моей памяти были такие случаи. Например, в одной из школ как-то произошло возгорание – кто-то бросил в помещение дымовую шашку. И хорошо, что как раз накануне в этой школе проводилась учебная эвакуация. И директор, и инженер по безопасности очень ответственно отнеслись к теме защиты от пожара. Вся школа под руководством педагогического состава спокойно эвакуировалась из здания всего за 3-4 минуты – а в школе было более 300 человек! Прошли по путям эвакуации, где не было дыма, детей отвели на безопасное расстояние, к приезду пожарных уже практически все дети были эвакуированы.Мы даже отметили руководство этой школы – была вручена грамота от губернатора за слаженную и быструю эвакуацию.
К несчастью, были и другие случаи, когда правила не соблюдались, и это приводило к очень печальным последствиям, даже к гибели людей. И ведь при этом пожар в первые минуты при наличии необходимых знаний и навыков можно ликвидировать в зародыше – воспользоваться огнетушителем или пожарным краном, но люди этими навыкам не обладали.
– Как вы думаете, какой объём необходимых навыков должен включать в себя современный пожарный тренинг? На что в первую очередь надо обратить внимание?
– Очень хочется, чтобы в тренингах и инструктажах не было ничего лишнего. Только несколько чётких действий – но идеально отработанных (как на тренинге «Практика 112»), а не сто пятьдесят ненужных советов, которые никто никогда не запомнит. Никакой воды. Только то, что на самом деле поможет спасти жизнь: как человек может узнать о пожаре, куда позвонить, как обезопасить себя, при возможности потушить возгорание, вывести людей из задымленного помещения в безопасную зону, сообщить пожарным, остался ли кто-то в помещении. Геройствовать точно никому не надо – наши пожарные делают это сами регулярно и спасают нас, зачастую рискуя своей жизнью.
– Насколько, по-вашему, за последние годы поменялось в принципе обучение мерам пожарной безопасности? Многие добрым словом вспоминают советскую систему подготовки и обучения. Что, на ваш взгляд, заимствовано из того времени, и какие полезные изменения внесены в настоящее время?
– В советское время в обучении, на мой взгляд, всё же было больше порядка, и мы снова приходим к тому, что всё новое – хорошо забытое старое. Не было таких громких пожаров, как в Ухте, «Хромой лошади», «Адмирале», «Зимней вишне» и многие другие. И сознательность людей всё же была повыше.
В переходное время образовался некий провал и появились признаки расхлябанности, поэтому и стало хромать обучение, некачественно подавалась информация.
Как-то я была на обучении в Санкт-Петербурге в спеццентре МЧС, занятия там вели настоящие «зубры», отработавшие в пожарной охране по 50 лет. У них глаза горели, им самим было интересно, они вдохновенно передавали свой опыт.
Сейчас таких людей не так уж много, большинство уже ушли. А те, кто приходят, бывают из этой среды, но не практики. И они рассказывают вроде и правильные вещи, но звучит это всё по-другому, и воспринимается тоже иначе. Поэтому я считаю, что обучение должны проводить люди, которые не просто знают теоретическую часть материала, а которые сталкивались на практике и с эвакуацией (пусть даже и учебной), и с тушением – то есть люди, которые варились в этой среде не один год.
– Наверное, можно делать много распоряжений и создавать сотни правил, но по факту всё равно всё будет зависеть от ответственности и понимания конкретного человека. Что вы пожелаете нашим читателям – и тем, кто отвечает за пожарную безопасность в организациях, и обычным людям? Стоит ли по возможности стараться освоить навыки, которые могут в трудной ситуации спасти жизнь?
– Нашим читателям я хочу пожелать не бояться брать на себя ответственность за то, что происходит в их жизни, а также и за своё ближайшее окружение. Сейчас каждому человеку жизненно необходимо понимать, что творится в окружающем мире, и быть готовым к разным событиям. При этом надо знать алгоритм действий, ведь правила безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности – это не пустой звук. Это реальная ответственность каждого гражданина Российской Федерации.
Нужны знания и навыки, и когда люди начнут реально это понимать, тогда уменьшится количество пожаров, будет меньше жертв на этих пожарах, у наших огнеборцев не будет такого огромного количества выездов, и все мы будем жить в спокойном мире.
Пожар – это неконтролируемое горение, но в его начальной стадии у нас есть возможность сделать его контролируемым. Огонь всё же наш друг, и мы должны сделать всё возможное, чтобы не дать ему превратиться во врага.
А навыки необходимо осваивать – в этом нет никакой запредельной сложности, и в общем их не так уж много. Например, во время проверок на вопрос: «А что вы будете делать при пожаре»?» у большинства ответ один: «Не знаю!». Люди не знают номеров, куда звонить при пожаре, не умеют даже потушить мусорное ведро – и это же очень грустно, товарищи!
Очень хочется, чтобы люди были сознательнее, особенно в большом городе. Поэтому я настоятельно рекомендую проводить обучение по всем правилам, проходить пожарные тренинги, такие, как «Практика 112», и это обязательно поможет поднять уровень пожарной безопасности во всей стране.
❖
Ваш магазин противопожарного оборудования М01