Чек-лист пожарной безопасности офиса
- Как выглядит типовой запрос от клиента по обеспечению пожарной безопасности офиса?
- «Хочу всё и срочно, завтра проверка. Планов эвакуации нет, договора на техобслуживание АПС нет, есть какие-то датчики, исполнительной документации на АПС нет, работает или нет – не знаем. Есть один огнетушитель, стоит в углу без подставки. Срочно приезжайте!»
Знакомо?
Чтобы не оказаться в такой ситуации, пожалуйста, не дотягивайте решение вопросов пожарной безопасности до прихода инспектора! Не говоря о неприятностях, которые вас ждут в случае проверки, вы рискуете жизнью и здоровьем людей, за которых несёте ответственность.
Офисные помещения относятся к объектам с постоянным пребыванием людей, поэтому перечень требований пожарной безопасности будет опираться на следующие моменты:
- планировочные и объемные решения здания, помещений;
- характеристики здания, его категория пожарных рисков;
- численность людей, которые могут одновременно находится на объекте.
Кстати, если вы арендуете помещение под офис, при подписании договора аренды обратите внимание на разделение ответственности за ПБ на объекте между арендатором и арендодателем. Необходимо до подписания проверить состояние объекта, его соответствие требованиям пожарной безопасности. Например, если отсутствует система пожарной сигнализации или состояние помещения внушает опасение, не торопитесь подписывать договор, потребуйте исправления всех недостатков – или вам придётся делать это самим, ведь ответственность переходит на вас.
- Кто отвечает за пожарную безопасность в офисе?
- Самым главным ответственным за пожарную безопасность офиса и сотрудников является руководитель компании. Даже если он назначает ответственных в каждом кабинете или на этаже и делегирует часть обязанностей, всё равно
Кстати, с 2021 года обязанность назначать ответственных лиц убрали из Правил противопожарного режима. Однако для подавляющего большинства организаций такое назначение (с помощью соответствующего приказа) все равно остаётся необходимой мерой.
Вот самые важные моменты из обязательных требований по пожарной безопасности для офисных зданий и помещений, определенных Законом № 123-ФЗ, Постановлением № 1479, различными СП и ГОСТ:
- руководитель обязан разработать и утвердить локальные акты, описывающие правила противопожарного режима;
- в каждом офисном помещении должны быть пожарные извещатели, огнетушители;
- на видных местах этажей и в помещениях размещаются планы эвакуации, в соответствии с которыми нужно действовать при возникновении пожара;
- в помещениях и на этажах размещаются элементы системы оповещения и управления эвакуацией (табло, указатели, громкоговорители и т.д.);
- для ремонта и отделки офисных помещений нужно использовать материалы, имеющие необходимые разрешительные документы (например, на многие виды отделочных материалов необходимо иметь пожарный сертификат или декларацию по Закону № 123-ФЗ);
- в помещениях разрешено использовать только исправные электроприборы и оборудование, а сотрудники должны быть знакомы с правилами безопасности при их эксплуатации;
- приказом руководителя или правилами пожарной безопасности определяются места для курения (за пределами здания или в изолированных проветриваемых помещениях с системой вентиляции).
Проще всего начать обеспечение объекта ПБ с разработки плана эвакуации. Помимо самого плана, клиент получает информацию о количестве первичных средств пожаротушения, местах их размещения, местах размещения знаков безопасности. Как только на объекте появляются огнетушители, сразу необходимо завести журнал их учета и технического обслуживания.
- Что входит в стандартный перечень документов по пожарной безопасности в офисе?
- правила и инструкции по пожарной безопасности;
- приказы о назначении лиц, отвечающих за безопасность;
- журналы первичных и последующих инструктажей сотрудников;
- планы эвакуации;
- правила пользования электроприборами;
- журналы учета, поверки и перезарядки огнетушителей;
- план противопожарных мероприятий
- планы проведения тренировок по эвакуации и пожарных тренингов.
- договоры с лицензированной компанией (если они есть) на техническое обслуживание и ремонт всех систем противопожарной защиты
- Какие мероприятия по пожарной безопасности являются обязательными?
- инструктажи с сотрудниками;
- обучение пожарной безопасности и повышение квалификации ответственных лиц
- контроль состояния эвакуационных путей и аварийных выходов;
- регулярное проведение огнезащитной обработки конструкций, если это требуется;
- обеспечение всех помещений средствами первичного пожаротушения;
- проведение плановых тренировок по эвакуации с задействованием сотрудников и посетителей;
- уборка помещений и мест общего пользования от упаковки, отходов и других предметов, которые могут привести к возгораниям, осложнить эвакуацию.
В целом, мы рекомендуем руководителям организаций заранее заботиться о пожарной безопасности. Не ждать внезапной проверки, чтобы потом за два-три дня пытаться привести помещение в соответствие номам ПБ (это практически нереально).
Надо вести работу по организации пожарной безопасности планомерно и регулярно. За 2-3 месяца можно закрыть все вопросы даже с ограниченным бюджетом, особенно если вы воспользуетесь услугами наших экспертов, которые индивидуально подойдут к оснащению вашего объекта. И тогда вы будете в первую очередь спокойны за безопасность сотрудников, а при посещении инспектора уверены в успешном прохождении проверки.