Фундамент детской безопасности. Правила оснащения детских и образовательных организаций средствами пожарной безопасности.
- Роман Александрович, Вам по роду деятельности часто приходилось иметь дело с последствиями несоблюдений правил пожарной безопасности, и опыт у вас огромный. Сегодня нам хотелось бы дать с вашей помощью урок по обеспечению школ, детских садов и центров необходимыми для пожарной безопасности средствами. С чего необходимо начать?
- Прежде всего хотелось бы сказать о том, что существует документ, который регламентирует полностью всю пожарную безопасность не только школ и садов, но и других зданий – это Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме», в котором все подробно описано.
Но если говорить не просто языком специалиста, а коснуться действительно интересных моментов, то, кроме отечественного опыта, сегодня хотелось бы обратить внимание на зарубежный. Например, в Японии мы обратили внимание, что в школах детей постоянно учат пользоваться средствами первичного пожаротушения. На сегодняшний момент одно из основных средств первичного пожаротушения – это огнетушитель, которым ребенок может воспользоваться явно не с любого возраста – если оценить физические данные, то класса примерно с шестого. Минимальный огнетушитель, которым оснащаются детские учреждения – это «четверка». Поэтому мы решили попробовать развить линейку первичных средств пожаротушения. С 1 июля вступает в силу ГОСТ о вбрасываемых капсулах, который был разработан сотрудниками Академии. Идея в том, чтобы подобным средством могли воспользоваться дети и инвалиды, которым управляться с огнетушителем не под силу. Капсула не превышает вес 0,5 кг, и ее может бросить даже первоклассник – как будто бутылку пепси-колы. Конечно, такая капсула не предотвращает полностью пожар, но сбивает языки пламени и спокойно позволяет эвакуироваться.
На сегодняшний момент политика Госпожнадзора в работе именно с детьми сейчас очень активна. Обучающие занятия устраиваются в школах с максимально возможной частотой.
Замечательно было бы каждому инженеру пожарной безопасности в школе начинать с того, что учить детей с самого маленького возраста. Особенно читать информацию на этикетке, прежде чем что-то брать любое оборудование в руки. К сожалению, и взрослые совершенно не умеют пользоваться огнетушителями, а когда начинается пожар, его начинают хватать, нажимать на запорно-пусковое устройство и так далее. Естественно, огнетушитель в руках того, кто не умеет с ним обращаться, оказывается пустой бесполезной железкой.
- Вбрасываемые капсулы – замечательная новинка, но пока их наличие станет нормой для всех школ, огнетушители никто не отменял. Какие все-таки огнетушители в школе нужны?
- Нормы четко прописаны в постановлении правительства – для каких помещений какие огнетушители нужны. Единственное, на чем хочу сделать акцент – не все помнят при закупке и комплектации, что углекислотные огнетушители не предназначены для тушения класса «А» (твердые вещества). Хотя у углекислотного огнетушителя есть преимущество - он тушит под напряжением до 10 тысяч вольт. Что касается его возможности тушения именно класса «А», то тут требуется небольшое пояснение. При проведении испытаний очаг считается потушенным, если он не разгорелся в течение 10 минут. Углекислотный огнетушитель великолепно сбивает пламя, но он не предотвращает тление, и очаг через какое-то время разгорается. Поэтому утверждать, что он вообще неприменим к классу «А», было бы неправильным. То есть он сбил очаг, дал возможность людям эвакуироваться, а дальнейшее зависит от других средств пожаротушения.
Теперь поговорим о порошковых огнетушителях. Порошок – эффективный огнетушащий состав, работающий абсолютно со всеми очагами (А, В, С, Е). Но у него есть существенный минус - при использовании в помещении абсолютно лишает видимости и наносит вторичный вред имуществу. Ни в коем случае не хочу давать рекламу или антирекламу того или иного тушащего состава, просто обозначаю преимущества и риски каждого.
Вообще, на рынке сейчас есть разнообразные огнетушители. Например, воздушно-эмульсионные огнетушители, которые тушат все очаги пожара. Мы не так уж часто инспектируем школы, но в тех школах, где мне приходилось бывать (в т.ч. и в школе своего ребенка), я таких огнетушителей пока не видел. Сегодня воздушно-эмульсионный огнетушитель позиционируется как эксплуатируемый при температуре до -40 градусов. Но в школе температура положительная, поэтому и воздушно-пенные, температура которых +5, могут спокойно там находиться. Как испытатель и профессионал в постоянной оценке качества огнетушителей, я не могу однозначно сказать: нужен именно такой или другой огнетушитель. Я считаю, что вся линейка основных огнетушителей должна быть представлена в школе. Главное – грамотно их распределить, не просто поставить в помещении и забыть о них, а определить именно туда, где в случае применения они будут наиболее эффективны. И прежде всего ответить на вопросы: как ими можно будет воспользоваться и для кого они предназначены, или, например, что будет, если пожар случится снаружи в результате возгорания мусорного бака или машины (а в таком случае одним из эффективных огнетушителей будет именно порошковый, который великолепно показывает свою работу на открытом воздухе)?
- Расскажите, как огнетушители проходят испытания и часто ли бывает, что они не соответствуют необходимым нормам?
- Испытания проводятся постоянно при поступлении заявки на сертификацию продукции, регулярно проводятся контрольные испытания на заводах. Любой заказчик, который приобрел огнетушители, может обратиться в любую аккредитованную лабораторию с заказом каких-либо испытаний. Также раз в год обязательно на каждом производстве проводятся испытания по сертификации соответствующей лаборатории. Поэтому с уверенностью можно сказать, что раз в год проверяется каждое производство. Если возникают проблемы, то необходимо отдать огнетушитель специалистам, которые смогут обнаружить причину и устранить ее.
И очень большое внимание надо обращать на перезарядку огнетушителей!
Был абсолютно реальный случай. Провели такой эксперимент: из детского сада взяли огнетушители, зарядили их обычной мукой и отдали на перезарядку. И что вы думаете, эти же огнетушители с мукой вернулись обратно! Этот случай зафиксирован, о нем было впервые рассказано 20 марта 2016 года на конференции в Академии. Поэтому перезаряжать огнетушители необходимо только в надежных и известных пунктах перезарядки.
- Роман Александрович, а помимо огнетушителей, расскажите, пожалуйста, о средствах защиты и спасения, которыми в обязательном порядке должны быть обеспечены детские и образовательные организации (и на которые в первую очередь обратит внимание пожарный инспектор).
- Однозначно должны быть средства оповещения, автоматическое пожаротушение, обязательно должны быть пожарные шкафы. Кроме того, хотя в школах, как правило, не больше четырех этажей, с третьего и четвертого этажа эвакуироваться весьма проблематично – не спрыгнешь без повреждений, поэтому однозначно должны быть средства спасения: например, специальные рукава, канатно-спусковые устройства, а также средства защиты органов дыхания. Дети - это наше все, и пренебрегать их здоровьем и жизнью и экономить на них ни в коем случае нельзя.
- Насколько, на Ваш взгляд, важен неформальный подход к организации дней пожарной безопасности в школах, где дети вместе с педагогами получали бы знания и необходимые навыки по пожарной безопасности?
- Это очень важно, я уже упоминал, какое внимание уделяется не только в России, но и в других странах. А если такие занятия проходят в игровой форме, то эффект усиливается многократно. Детям запоминается в первую очередь то, что им интересно. На собственном опыте убедился, что второклашки, которые получили информацию, как вести себя при ЧС, прекрасно помнят все и в шестом классе.
- Роман Александрович, что вы пожелаете нашим читателям и их детям?
- Пожелаю, конечно, мира в семьях, чтобы все были здоровы и чтобы Бог уберег их от всех чрезвычайных ситуаций!