Люди на пожаре: как не допустить трагедии на объекте
![]() Салыкина Ольга Викторовна, руководитель Учебного центра НПО «Пульс» |
Какая картинка в первую очередь возникает в памяти при фразе «учебная эвакуация»? А «пожарный инструктаж»?

Не торопясь, народ идёт к выходу привычной дорогой, никто друг на друга внимания особо не обращает. Оказавшись на улице, кто-то закуривает – ну, раз всё равно оторвали от дела, можно воспользоваться ситуацией и передохну́ть.
Какой там пересчёт по головам? Какие огнетушителипо дороге? Какие знаки безопасности и фотолюминесцентные системы? Опять оторвали от работы, только и всего.
А пожарный инструктаж? Иногда он заключается в том, что к вам раз в квартал подходит ответственный за пожарную безопасность и просит поставить галочку напротив фамилии. И всё!
А все эти скучные мероприятия, входящие в необходимый перечень – они ведь только инспектору интересны.
Конечно, так происходит не везде и не всегда – но, к сожалению, описанная ситуация вполне типична. И не то чтобы никто не понимал важности обучения пожарной безопасности – нет, все люди грамотные, образованные. Но всё равно в каждом из нас сидит ничем не искореняемое убеждение, что пожар – это то, что может случиться с кем угодно, только не с нами.

Большинство пожаров случается в жилом секторе. И здесь каждый отвечает за себя и за своих близких, стариков и детей.
А если вы руководитель или ответственный за пожарную безопасность в организации, вы не можете себе позволить пренебрежительно относиться к обучению своих сотрудников практическим действиям и навыкам, которые в случае возникновения внештатной ситуации могут спасти им жизнь.
Именно для таких целей и была создана программа «Практика 112». Когда-то это был просто эксперимент, но после первых же занятий стало понятно, как велик пробел в знаниях у людей во всём, что касается пожарной безопасности.
Конечно, скажете вы, в любой организации есть люди, отвечающие за пожарную безопасность и прошедшие курс пожарно-технического минимума. Однако не забывайте: эти товарищи могут с успехом следить за оснащением объекта, проводить инструктажи, общаться с инспектором – но ни один из них не будет в состоянии справиться с паникой, которая может охватить людей в чрезвычайной ситуации.

На тренинге «Практика 112»каждый участник как раз и «проходит» все этапы начальной стадии пожара (то есть те самые 7-10 минут, которые он остаётся один на один с пожаром, пока пожарный расчёт спешит к месту происшествия, и в которые как раз и происходит подавляющее большинство несчастных случаев).
Что делать в первые секунды пожара? Куда бежать? Кому звонить? За что хвататься? Что делать, если на объекте установлена система пожаротушения? А если ничего, кроме огнетушителей, нет?
Если действия не отработаны чётко, паника практически неизбежна. Поэтому задача тренинга «Практика 112» – научить людей именно тем навыкам, которые позволят избежать паники и помогут в случае возникновения ЧС реально спасти жизнь. Занятия ведут инструктора-профессионалы, среди которых есть пожарные и спасатели – эти ребята сталкиваются с пожарами и их последствиями практически ежедневно и знают, о чём говорят.
Занятия проходят в несколько этапов:
1. Вступительная часть.
Что делать, обнаружив пожар? На вступительной лекции преподаватель рассказывает об алгоритмах действий в первые минуты после обнаружения пожара:
Как узнать о возгорании до того, как оно перерастёт в пожар?
Какой поражающий фактор пожара самый опасный?
Какие средства пожаротушения, как и когда нужно применять? Когда они бесполезны или даже могут нанести вред?
Какой порядок действий во время пожара?
Как быстро и чётко сообщить о происшествии?
Как быстро и без потерь выйти в безопасную зону?
Преподаватель на наглядных примерах показывает, к чему приводят неправильные (и даже преступные) действия.
2. Далее наступает черёд практической части.

Сначала группа отрабатывает навыки на учебных огнетушителях, а потом на учебном макете с настоящим огнём каждый участник проходит тушение «боевым» огнетушителем.
Иногда в тренинг включается отработка тушения автомобиля – и это тоже очень интересно.
А если огнетушителей под рукой нет, но пламя ещё можно потушить своими силами, в ход идут подручные средства: кошмалибо плотная одежда. Но и здесь есть свои нюансы, которые отрабатываются на учебном макет с «пламенем».

На тренинге учат раскатке рукавов, правильному тушению.
Один из самых главных моментов в обучении – это защита от угарного газа. Большинство гибелей в момент пожара происходят именно от отравления угарным газом. На тренинге участники знакомятся со средствами индивидуальной защиты, учатся правильно пользоваться ими и двигаться группой в дыму и темноте.
А ещё каждый участник группы в случае необходимости отрабатывает навыки спасения с высоты с помощью канатно-спускового устройства.

4. И наконец, заключительный этап – повторная отработка всех полученных навыков. Создаётся «модель» возникновения пожара, и группа в условиях, максимально приближенных к реальным, проходит все этапы по обнаружению возгорания, оповещению, тушению, спасению и эвакуации. Потом с преподавателем обязательно подробно разбираются сделанные ошибки.
Такие занятия могут проходить как в нашем Учебном центре в Сокольниках, так и на любом объекте. На объектах тренинги происходят даже чаще, ведь отрабатывать необходимые навыки «в привязке» к своей территории нагляднее и правильнее, ближе к жизни. И поверьте, во время таких занятий ни у кого не возникает желания «отсидеться» или проигнорировать замечания и советы инструкторов.
Потому что в процессе занятий люди начинают понимать, что для пожара нет ни чинов, ни погон, ни должностей. И справиться с ним может только тот, кто обладает реальными навыками, спасающими жизнь.
