Разбираемся с особенностями обучения мерам пожарной безопасности в организациях
Сотрудники любой организации должны знать, как действовать в случае пожара, спасти себя и быстро покинуть здание. К сожалению, получить такие знания из книжек невозможно. В стрессовой ситуации человек забывает все, что
Порядок четко прописан в приказе МЧС России 645 от
Существуют два формата обучающего процесса — инструктаж и
Инструктаж: виды, особенности
Цель обучения — познакомить сотрудников предприятия или напомнить им о том, какие требования пожарной безопасности следует выполнять, какие особенности имеют технические процессы и работа с техникой, как действовать в экстренных ситуациях, чтобы спасти себя и других.
Обязанность проводить инструктаж ложится на плечи руководства — самого руководителя или лица, которое исполняет его обязанности. В последнем случае должен прилагаться соответствующий документ. Руководство решает, как и когда проводить образовательные программы.
Если рассматривать инструктаж более подробно, то в него обычно включаются такие важные пункты:
- Как содержать территорию, строения, помещения, включая пути эвакуации, водопроводную систему, системы оповещения и выведения людей в безопасное место;
- Какие требования существуют на конкретном объекте в связи с его спецификой, техпроцессами, наличием техники;
- Какие мероприятия должны проводиться, чтобы обеспечить нужный уровень безопасной эксплуатации объекта, техники;
- Какие правила должны соблюдаться при электрогазосварке и прочих огнеопасных работах;
- Что делать в ситуации возгорания: как вызвать охрану, применить защитные и пожаротушащие средства.
В зависимости от цели и сроков проведения все инструктажи делятся на несколько видов. Программы всех инструктажей утверждаются руководителем организации.
Вводный
Разрабатывается в соответствии с актуальным нормам и стандартам по пожарной безопасности. Обязательная составляющая — практическая тренировка, проверка знаний средств пожаротушения и защитных систем, внедренных на объекте.
Проводится со всеми сотрудниками при приеме их на работу, в том числе командированными и временно принятыми.
Первичный на рабочем месте
Создается на основе действующих нормативов и требований пожарной безопасности.
Проводится в личном порядке с каждым сотрудником непосредственно на рабочем месте. Включает отработку на практике таких важных умений, как применение огнетушителя, ориентация по плану эвакуации, первая помощь.
Повторный на рабочем месте
Его задача — оценить степень информированности и практических навыков. Сотрудник показывает, сможет ли воспользоваться огнетушителем, сориентироваться по плану эвакуации. Проверяется знание технических нормативов и правил безопасности.
Проводится со всеми работниками не реже одного раза в год, а с работниками организаций, имеющих пожароопасное производство, не реже одного раза в полугодие.
Внеплановый
Характер и объем инструктажа зависит от причины, по которой он был организован.
Целевой
Проводится при выполнении разовых работ, связанных с повышенной пожарной опасностью, при организации и проведении массовых мероприятий и экскурсий.
Как и любой другой инструктаж, заканчивается проверкой практических умений: как пользоваться огнетушителями, пожарными гидрантами и средствами самоспасения, найти выход из строения и оказывать медицинскую помощь при ожогах, травмах.
Изучение пожарно-технического минимума
Предполагается, что его освоит каждый сотрудник организации (руководитель, специалист, работник), ответственный за пожарную безопасность. Разница в том, что лица на руководящих постах отправляются на обучение правилам пожарной безопасности в спеццентры. Остальные учатся на рабочих местах. В последнем случае ответственность за обучающий процесс ложится на плечи руководящего состава.
Если деятельность объекта не сопряжена с опасными задачами, обучение руководящего состава проводится стандартно — на протяжении 1 месяца после вступления в должность. Обновлять знания требуется раз в три года.
Если объект связан с риском возгорания и взрывов, руководство обучается в течение 1 месяца после начала работы, а затем ежегодно.
В свою очередь, руководитель берет на себя ответственность за обучение всего штата сотрудников.
Обучение сотрудников мерам пожарной безопасности в рамках ПТМ на специализированных площадках обязаны пройти руководители, главные специалисты, исполняющие их обязанности. Сюда же попадают ответственные за безопасность, главы пожарных дружин, собранных добровольно.
Не являются исключением директора детских лагерей и санаториев, которые расположены за городом, операторы пожарных машин и мотопомп, которые в этих учреждениях работают. Обязательно для персонала, который выполняет огневые работы. Также в список могут попадать другие сотрудники, если на то есть приказ руководства.
Чтобы пройти обучение и получить соответствующие навыки, сотрудники отправляются в:
- Образовательные центры с соответствующей специализацией;
- Учебные площадки ФПС МЧС и подразделения ГПС МЧС;
Учебно-методические центры по ГО и ЧС;- Лицензированные организации, которые обучают население.
В случае с опасными объектами, где повышен риск взрыва и возгорания, прохождение обучения мерам пожарной безопасности производится на специальных полигонах. Это делается для того, чтобы максимально приблизить обучающий процесс к условиям работы на предприятии.
Обучение ПТМ без отрыва от работы положено главам, главным специалистам и ответственным за безопасность в подразделениях. Сюда же попадают сотрудники дошкольных учреждений, круглосуточной охраны, пожарных бригад и персонал, который привлекается к реализации опасных задач.
Обучение ПТМ — обязанность руководителя. Однако он может делегировать ее ответственному лицу, издав соответствующий приказ. Обязательное условие — наличие специальной подготовки.
Проверка полученных знаний
Когда обучающая программа закончена, проводится некое подобие экзамена — аттестация. В качестве «экзаменаторов» выступает квалификационная комиссия, назначаемая руководством объекта. В нее обычно входит не менее трех специалистов, каждый из которых прошел обучение на специализированной площадке и может подтвердить это удостоверением.
Программа и график проверки знаний озвучиваются заранее, чтобы аттестуемые могли подготовиться.
В ряде случаев могут проводиться внеочередные аттестации:
- Если утверждаются новые или изменяются старые нормативные акты, касающиеся сферы пожарной безопасности (проверяется исключительно знание новых / видоизмененных документов);
- Если вводится в использование новая техника или меняется техпроцесс, что требует больше знать о безопасности (проверяется то, что связано с переменами);
- Если сотрудник назначается на другую должность, где его обязанности предполагают расширение знаний в сфере безопасности (до вступления в должность);
- Если проверку инициируют должностные лица госпожнадзора, других контролирующих органов, руководство, когда установлены правонарушения и недостаточный уровень знаний в соответствующей сфере;
- Если случилось возгорание или было зафиксировано нарушение пожарной безопасности;
- Если сотрудник не работал на своей должности более года.
Если объект находится в юрисдикции федеральных органов исполнительной власти, то контрольные вопросы подготавливаются представителями власти. Обязана учитываться специфика предприятия, а также включается практическая часть — проверка умений применять первичные средства тушения, пользоваться планом эвакуации, оказывать первую помощь.
Если организация не подчиняется федеральным органам, то список контрольных вопросов составляется ее руководителем или ответственными лицами.
Также руководитель должен контролировать, чтобы аттестация проводилась в установленные сроки и соответствовала стандартам.
Специальные программы
Обязанность создавать и согласовывать спецпрограммы для обучения ПТМ без отрыва от производства ложится на плечи руководителей или ответственных лиц.
Если объект попадает в юрисдикцию федеральных органов исполнительной власти, утверждение и согласование программы осуществляется вместе с представителями власти, которые специализируются на сфере пожарной безопасности.
Согласованием спецпрограмм для других объектов занимаются органы госпожнадзора.
Спецпрограммы создаются с акцентом на специфику деятельности организации, особенности исполнения обязанностей и нормативные документы.
Особое внимание при создании таких программ уделяется их практической составляющей. Задача — наработать опыт действия в экстренной ситуации, который включает эвакуацию, пожаротушение, спасение собственной жизни и жизни других людей.